Ноя 29 2010

О Малыгино (место, где находится кладбище)

Статья была обпубликована в местной газете город Пересвет 15 июля 2010 года, с использованием статьи из этой же газеты от 29 июля 2010 года.

В Пересвете возрождают историю для будущих поколений.

Молодой город Пересвет, ставший правопреемником созданного в середине XX века поселка городского типа Новостройка, не так давно еще считался городом без корней. Городом, не имеющим исторической ценности, стоящем, как многие говорят, на не «намоленном» месте. До сегодняшнего дня мало кто знал о той великой истории, которую хранят окрестные села. В частности, село Малыгино, находящееся в нескольких километрах от Пересвета. Старожилы ракетно-космического городка помнят храм, что был в селе на берегу Куньи. Знают о его существовании и те, чьи родные и близкие похоронены на кладбище, расположенном рядом. Внизу под хра­мом на берегу реки святой источник. В бы­лые времена для многих жителей Новостройки-Пересвета было традицией в ночь на Крещение ходить на Малыгинский источник. Люди зажигали свечи, набирали воду, кто умел — молился…

300 лет назад

История села Малыгино уходит в глубь веков. Первый храм здесь был построен ровно 300 лет назад — в 1710 году. Освящён он был в честь Казанской иконы Божией Матери.

В книге историка и публициста Василия Добронравова «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», изданной в 1896 году, о Малыгинском приходе говориться следующее: «В 1710 году владелец Малыгина князь Григорий Несвицкий построил здесь деревянную церковь во имя Казанской иконы Божией Матери; к церкви были определены священник, дьячок, пономарь и просвирница…».

В 1775 году вместо деревянного в Малыгине был построен каменный храм: «Вместо деревянной церкви в 1775 году с благословения Преосвященного Антония, епископа Переславского и Дмитровского, построена была на средства подпоручика Остафьева каменная церковь, которая без изменений сохранилась до настоящего времени…» — писал в 1896 году Василий Добронравов.

В 1865 году, судя по историческим документам, крестьяне из села Малыгино, по взаимному соглашению с помещицей Черкесовой, переселились в деревню Коворово, и место, где оно было, распахали.

На конец XIX века «приход состоял из двух деревень: Коворовой (2 версты от церкви), Самойловой Большой и Самойловой Малой, в коих по клировым ведомостям числилось 157 душ мужеского пола и 186 женского, все православные. Часть прихожан в деревне Коворовой переселенцы из Ржевского уезда Тверской губернии, а в деревне Самойловой — из Тамбовской губернии».

В 1920-е годы в Малыгине было малолюдно: в доме при церкви жил батюшка с матушкой и детьми, Анна Михайловна Харина, помогавшая матушке по хозяйству и в уходе за младенцами, псаломщик или псаломщица; в здании бывшей церковно-приходской школы разместилась общеобразовательная начальная советская школа, при которой жили две учительницы; в «на­ционализированной» помещичьей усадьбе жили работники и служащие.

Приход Казанской церкви в этот период был небольшим (сто домов) и бедным, его составляли крестьяне деревень Коворова, Большого и Малого Самойлова, а также рабочие Скоропусковского химического завода.

Около сорока лет назад жителями Новостройки этот храм был окончательно разрушен. Кто-то хотел взять кирпич со стен храма на строительство гаражей. Правда, кладка была крепкая, да и люди, которые делом этим неблаговидным занимались, плохо закончили свою жизнь, а храм по­гиб…

Последний пастырь храма

Последним батюшкой в Малыгинском храме был отец Иоанн Инюшин, расстрелянный 10 июня 1931 года. Священномуненик Иоанн Инюшин родился 26 августа 1891 года в городе Белозерске Новгородской губернии. В 1908 году, окончив в родном Белозерске духовное училище, поступил в Олонецкую духовную семинарию в городе Петрозаводске. Окончив в 1914 году Олонецкую Духовную семинарию, Иван Иванович, как один из лучших ее выпускников, был рекомендован семинарским начальством а Академию для продолжения учения, но он тогда отказался и поступил на приходскую службу. 2 июля 1914 года он обвенчался с дочерью протоиерея Иоанна Бронзова Анастасией Ивановной. В 1916 году Московская духовная академия объявила прием на первый курс священнослужителей. Отец Иоанн, «желая получить высшее богословское образование», по благословению епархиального архиерея, подал прошение о принятии его в число академических студентов. Весной 1919 года Московская духовная академия была закрыта, и в дальнейшем занятия и экзамены проводились вне ее стен, не в Сергиевом Посаде, а в Москве. В 1920 году отец Иоанн окончил Академию и был удостоен степени кандидата богословия.

Через некоторое время он получил назначение в Казанский приход в селе Малыгино. Здесь отец Иоанн служил одиннадцать с половиной лет, до своего ареста и мученической кончины.

Начальные годы пастырства отца Иоанна пришлись на годы послереволюционной смуты. Прихожане полюбили доброго пас­тыря; в дни, когда совершалась служба, храм был полон. Преподавание Закона Божия детям при советской власти было запрещено. Отец Иоанн, не страшась преследований со стороны безбожников, учил основам православной веры небольшую группу детей.

В 1928 году по его приглашению в Малыгине поселились иеромонахи Паисий и Алипий из закрытой Гермогеновой пустыни. Время от времени семья отца Иоанна отправляла посылки бывшему духовнику Архиерейского дома в Петрозаводске иеромонаху Афанасию, жившему на Севере, Однажды перед Великим постом отец Иоанн сказал матушке: «Афоне нужно послать к Пасхе посылку». Собрали тогда последнее, и посылку все же отправили. Господь явил чудо. На Страстной неделе пришли из Большого Самойлова прихожане Степановы и принесли к празднику десять фунтов муки, два килограмма сахара и пачку чая.

В последние годы в жизни отца Иоанна и прихода произошло несколько печальных событий. Зимой 1929 года из малыгинской церкви были похищены святыни — большой крест-мощевик, с частицами Животворящего древа Креста Господня, святых мощей Иоанна Предтечи, Андрея Первозванного, евангелистов Матфея, Марка и Луки и других святых, и малый, нательный, с частицами святых мощей, а также потир.

В феврале 1931 года отец Иоанн с матушкой, пятью детьми и Анной Михайловной лишились и домашнего крова: местная власть под предлогом расширения помещения начальной школы потребовала от него освободить церковный дом. Семью священника пустил на квартиру крестьянин деревни Коворово Иван Ильич Белов. После службы из неохраняемой церкви чтимую икону Казанской Божией Матери и священные сосуды брали домой, каждый раз несли за две версты из Малыгина в Коворово.

После оглашения в июле 1927 года Декларации митрополита Сергия (Страгородского) отец Иоанн не мог без смущения для своей пастырской совести принять ее основные положения и исполнить требование поминовения советской власти, гонительницы веры и Церкви и избрал для себя и своей паствы путь исповедничества. В конце 1920-х годов к отцу Иоанну в Малыгино приезжали единомысленные с ним пастыри и миряне из прихода московской Воздвиженской церкви. Останавливаясь в Малыгине или Коворове, они здесь молились, исповедовались и причащались. Когда начались аресты и в заключении оказались священники Воздвиженской церкви, отец Иоанн, замещая их, временно служил в Москве.

Отец Иоанн понимал, что и его скоро арестуют, и готов был пострадать за свое исповедание. На случай ареста у него было приготовлено самое необходимое: ложка, кружка, смена белья. Однажды отца Иоанна спросили, что же будет с его детьми, если он окажется в заточении, и отец Иоанн ответил: «У Бога сирот нет».

Арестовали отца Иоанна 5 апреля 1931 года, в ночь с Лазаревой субботы на Вербное воскресенье. Последнюю в своей земной жизни Страстную седмицу и Светлую неделю он провел в узах в Бутырском изоляторе. Из тюрьмы он прислал близким пасхальное поздравление, оно пришло 1 мая.

«Сердечный привет дорогим моим, — писал отец Иоанн. — Берегите себя, не скучайте. Мне хорошо — милость Божия и здесь со мною. Христос Воскресе, дорогие! Благословляю и заочно христосуюсь со всеми вами. Желаю духовно радоваться при душевном спокойствии и добром здоровье. Я ни в чем не нуждаюсь. Сыт. Здоров. Любящий вас Инюшин».

Последнюю весть из тюрьмы отец Иоанн смог передать своим близким 1 июня 1931 года. 10 июня он был расстрелян и похоронен в безвестной могиле на Ваганьковском кладбище в Москве.

Матушка Анастасия Ивановна узнала о постигшей отца Иоанна мученической кончине на следующий день. В течение сорока дней иеромонах Алипий совершал по убиенному настоятелю заупокойные службы в Малыгине. Впоследствии на участке Салтыковых на Ваганьковском кладбище священномученику был установлен памятный крест.

Пора покаяния

Год назад, в 2009-м, настала, видимо, пора покаяния. Под началом настоятеля подворья Троице-Сергиевой лавры в Пересвете отца Константина Харитонова и его единомышленников, сотни добровольных помощников принялись за работу. Решили облагородить территорию вокруг разрушенного храма, привести в порядок источник (по имеющейся информации источник этот почитался святым), устроить купальню, привести в порядок кладбище, восстановить и очистить пруд, который был рядом с храмом, и, если Бог даст, построить на месте разрушенного храма небольшую часовенку, где можно было бы отпевать усопших. Тогда на берегу Куньи, недалеко от источника, разбили православный лагерь, где могли остановиться и помочь в этом благородном деле все желающие. В лагере начали служить церковные службы. Впервые за долгие годы была отслужена панихида по тем, кто похоронен на кладбище. Теперь холм с сохранившимся фундаментом храма и его алтарной частью стали явно выделяться на фоне окружающего ландшафта. На холме установили большой металлический крест.

21 июля в праздник Казанской иконы Божией Матери — престольный праздник Малыгинского храма — в храме в Пересвете состоялась торжественная служба и крестный ход с чудотворной Казанской иконой Божьей Матери до когда-то хранимого ею Малыгинского храма.

Виктория ШАТУРНАЯ, Людмила БЛИНОВА

При написании материала использованы книги:

  1. Воспоминания С. И. Новиковой, дочери отца Иоанна Инюшина. ЦИА ПСТБИ. ГА РФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П- 60406. Т. 1-2.
  2. История Московской духовной академии, 1900-1919 гг.: Канд. соч. ди- ак. С. Голубцова. Машинопись. -1977. Т. 1, ч. 2. С. 11.
  3. Малыгинский приход // Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии / Сост. В. Добронравов. Вып. 2. Владимир, 1895. С. 442-444.

Комментарии к записи О Малыгино (место, где находится кладбище) отключены

Comments are closed at this time.